18+

Модный приговор

Текст: Александра Горелая; Фото: Лео Келлар

05.05.2014

Hipster_in_stone_lemЃo_caillard__02

В детстве Лео Келлар был застенчив и больше любил наблюдать, чем участвовать. Из таких детей потом и получаются хорошие фотографы. Профессиональному же мастерству он обучался в парижской Школе анимации Gobelins, одной из самых авторитетных во Франции. Сегодня Лео Келлар – довольно известное имя в рекламной фотографии, но, конечно, нам он интересен, прежде всего, как фотохудожник, ищущий новые смыслы в привычных вещах и явлениях. Именно этому посвящен проект Hipsters in Stone, в котором прославленным античным статуям был подобран новый модный образ.

Ваш проект Hipsters in Stone не может не вызывать положительных эмоций. И надо признать, античные герои отлично смотрятся в современной одежде! Но не только же ради этого вы вместе с Алексисом Персони нарядили древнегреческие статуи? Какова концептуальная основа всей затеи?

Эта серия представляет собой исследование вопроса одежды и изменения нашего отношения к скульптуре, произведению искусства, когда оно в буквальном смысле оказывается погруженным в повседневность – облаченным в одежду, которую носим мы с вами. Знаете, во Франции есть такая поговорка: «Одежда не делает монахом», что означает: внешность обманчива. Отчасти это и есть задача Hipsters in Stone – удивить зрителя, показать античные образы в современном разрезе. В конце концов, за две тысячи лет, разделяющих нас и скульптуры, мало что изменилось в природе человека – лица и позы все те же.

А как происходил сам процесс съемки: поделитесь техническими секретами.

Результат может выглядеть простым, но это все было намного сложнее, чем мы себе представляли! Поначалу я попытался одеть статуи по-настоящему, но тут сразу возникло множество проблем. Выяснилось, что почти все скульптуры не только громоздки – два-три метра в высоту и с очень широкими плечами, но и непропорциональны. Мне бы пришлось разрезать одежду, чтобы затем надеть ее на статую, а это, в конце концов, слишком сложно и практически нереально. К тому же к некоторым скульптурам вообще нельзя прикасаться, так как они очень древние. Поэтому пришлось пойти по другому пути: найти моделей с похожими телами, заставить их воспроизвести те же позы, но уже в одежде. Я фотографировал их в студии, воспроизведя тот же свет, что освещает произведения искусства в их обычном окружении. Далее последовала долгая и скрупулезная работа по обработке снимков: надо было переместить одежду с фотографий, сделанных в студии, на реальные статуи. Кстати, именно то обстоятельство, что одежда была изначально надета на живых людей, и придает наряженным статуям такую естественность. Разумеется, у меня есть и другие профессиональные секреты, благодаря которым мы добились результата, но раскрывать их я не буду.

За две тысячи лет, разделяющих нас и скульптуры, мало что изменилось в природе человека – лица и позы все те же

Вы большое внимание уделяете гаджетам, как, например, в проекте Art Game. А  сами вы к ним как относитесь? Не кажется ли вам, что все более совершенные технические «игрушки» постепенно уничтожают романтику писем, написанных от руки, бумажных книг, пленочных камер?

Art Game – это поиск новых взаимоотношений с реальным миром. За последние 50 лет благодаря телевидению, средствам массовой информации и смартфонам мы прошли путь от нескольких снимков в день до нескольких тысяч образов, окружающих нас в течение дня. Гаджеты оснащены фотокамерами и всеми современными цифровыми функциями: мы непрерывно связаны с виртуальным миром, фотографируя и отцифровывая все, чем мы живем. Безусловно, это замечательные инструменты, но как всегда, в случае любых новшеств, человечеству нужен период адаптации, чтобы научиться пользоваться ими правильно. Сейчас у нас время экспериментов в цифровом мире, период излишеств и чрезмерности во всем. Но, в конце концов, романтизм рукописных писем никогда не исчезнет, а живое общение – это единственное, что останется навсегда. Гаджеты – всего лишь новые средства общения, которые не смогут лишить нас индивидуального восприятия того, чем мы живем в повседневной жизни.

Каждую секунду миллионы гигабайт самой разной информации попадают в интернет. Как вы думаете, как это отразится в будущем на искусстве?

Великая цифровая революция – это ускорение обмена информацией.

Искусство же означает критическое отображение образов жизни нашего времени, и оно интегрирует и по-своему переработает новые технологии. С моей точки зрения, цифровое искусство пока еще в самом начале своего пути, но весьма вероятно, оно будет развиваться очень быстро в ближайшие годы. Интернет позволяет художникам, живущим в разных концах планеты, работать сообща и создавать самые невероятные проекты! Я уверен, что благодаря быстрому совместному творчеству, мы обретем новые художественные формы. Огромный объем информации, генерируемый интернетом, может показаться сбивающим с толку и даже вызывающим беспокойство, но, в конце концов, это только набор виртуальных данных. В искусстве важной остается идея, которую оно несет человечеству. Главное – донести свой посыл до максимально большого числа зрителей.

Поначалу я попытался одеть статуи по-настоящему, и тут выяснилось, что почти все скульптуры не только громоздки, но и непропорциональны

У каждого художника есть любимые творческие моменты. Что больше всего привлекает вас: процесс обдумывания идеи, подготовительный этап, сами съемки, конечный результат или что-либо иное?

В особенности я люблю подготовительный этап, когда после долгих недель поисков и размышлений в голову приходит идея. Это совершенно неповторимое чувство, когда совокупность переживаний и опыта вновь всплывает в памяти и концентрируется на одной идее. И возникает ощущение, что вот же оно, это именно то, что ты искал! А еще я люблю момент, когда могу наконец воплотить в реальность образы, существующие только в моем воображении.

Вы снимали животных, военную технику, портреты-эмоции, рыбачьи домики, ландшафты, ренессансных красавиц… Интересно, а есть что-то, что бы вы никогда не стали делать в своем искусстве?

Я не ставлю для себя границ. Если идея кажется мне стоящей, то она может принять любую форму. Главное, чтобы получилось красиво и концептуально: образы должны нести идею, послание людям. А тема может как угодно варьироваться.

Как вы относитесь к разного рода фотошколам, быстрым курсам, семинарам по фотографии? Не планируете ли сами давать мастер-классы? И вообще, как вы считаете, можно ли научиться видению фотографии или это дар, данный далеко не каждому?

Я не думаю, что есть люди, которые родились с особым даром видения фотографии. Это прежде всего вопрос страсти: чем больше ты любишь свое дело, тем больше готов работать, дабы совершенствоваться. Главное – уделять достаточно времени и проявлять упорство в практике фотографирования. Это не столько вид работы, сколько постоянный художественный поиск. Есть много учебных заведений, обучающих профессии фотографа. Одни лучше, другие хуже, но я думаю, только личная мотивация и постоянная работа над собой обеспечивают фотографу возможность совершенствования и получения признания в профессии. Я часто участвую в показах моих работ перед студентами, также случается, что мне приходится читать лекции в некоторых школах. С одной стороны, мне нравится педагогическая деятельность, так как фотография – это профессиональная практика, требующая постоянного обмена знаниями между специалистами, имеющими богатый опыт, и фотографами, только начинающими свой путь и проходящими обучение. А с другой стороны, мне нужно еще так много сделать и узнать, что я, по правде сказать, не чувствую себя готовым в полной мере отдаться преподаванию. Может быть, позже, а сегодня все силы – для творчества!

Я не ставлю для себя границ. Если идея кажется мне стоящей, то она может принять любую форму

Представьте себе, что есть только одна фотография и она признана критиками по всему миру, но в то же время многим кажется полнейшей чепухой. Так как же понять, что перед нами: действительно хорошая работа или завуалированная посредственность?

Невозможно сделать снимок, который понравился бы всем и каждому. Всегда будут люди сомневающиеся и критикующие. В этом вся прелесть искусства. Ведь это точка зрения, личностное выражение, которое по определению не может нравиться всем. Тем не менее, если фотография отражает дух времени, если в ней соблюдены определенные правила композиции и света и она несет в себе сильную идею, то нравится она или нет, но такой снимок оценивается по достоинству и признается удачным.

Вы сотрудничаете с брендами Azzaro, MAC, Orange, Y3. А чем художественная фотография принципиально отличается от рекламной?

Художественная фотография – моя самая большая страсть! Именно в ней подлинно выражается мир фотографа. Это результат поиска, не прекращающегося многие годы и развивающегося в течение всей жизни художника.  В рекламной же фотографии совсем другой подход. Там нужно решать задачи, поставленные на краткосрочную перспективу, удовлетворять ожидания клиента, выгодно показывать продукт. Тем не менее в рекламное фото также надо привносить свое художественное видение, чтобы добавить образу большую ценность.

И что нужно делать молодому фотографу, чтобы добиться успеха в рекламной фотографии?

Идти на риск! Отважиться на неожиданные композиции и кадрирование.

И в особенности выражать мысли об окружающем обществе и о мире в целом, стараясь сохранить личностный взгляд на вещи и профессиональную принципиальность.

Также нужно постоянно впитывать и искать новое, повышать свой уровень профессионализма, учиться у других мастеров, следить за актуальными тенденциями.

www.leocaillard.com

Фото по теме

Оставить комментарий

Cb851a895d73308c388353ba5d3c4e8a9067926b