18+

Пункт назначения - эксперимент

03.08.2015

1

WATCH отобрал главные фестивали под открытым небом, куда стоит отправиться если не этим летом, то следующим, чтобы совершенно по-новому понять и почувствовать, чем живут современный театр, мировая опера и актуальное искусство, что такое настоящая свобода самовыражения и музыкального действия и как выглядит миллион цветов.

Biennale di Venezia

Самый влиятельный смотр современного искусства  

Венеция, Италия

9 мая – 22 ноября

Сама идея Венецианской биеннале пришла к нам из позапрошлого века, когда мир, вошедший в стадию стремительной индустриализации, охватил всемирный выставочный бум. По-своему в нем поучаствовала и Венеция, в 1895 году организовавшая первый мировой смотр современного искусства. Тогда в нем принимали участие 16 стран, сегодня, на 56-й Биеннале, их более 50. Национальный принцип присутствия через строительство экспозиционных павильонов стран-участниц – безусловно, еще один пережиток XIX века, ведь современное искусство давно преодолело такие очевидные границы, как национально-государственные рубежи.

Будучи всегда некоммерческим мероприятием, Biennale di Venezia сыграла ключевую роль в становлении contemporary art. Так, в 1948 году на первой послевоенной выставке была показана ретроспектива Пабло Пикассо, в 1950-м именно в Венеции Европа познакомилась с творчеством Джексона Поллока, идеолога абстрактного экспрессионизма, а вручение в 1964-м приза Роберту Раушенбергу стало, по сути, мировым признанием поп-арта.

В этом году куратором смотра стал Оквуи Энвезор, директор мюнхенского Дома искусств, а главная тема звучит как All the World’s Futures – «Все судьбы мира». 136 участников основной программы из 53 стран пытаются ответить на непростые вопросы об историческом предназначении и будущем человечества.

Стелла Кесаев, комиссар павильона России на 56-й Венецианской биеннале

Современное искусство, представленное на Биеннале в этом году, в первую очередь отражает ситуацию в обществе, в котором мы живем. Поэтому очень много работ политизированы и поднимают социальные и экологические вопросы. Флаги исчезнувших стран лежат на полу и по ним можно ходить, рисунки демонстраций со всего мира, чтение на распев «Капитала» Карла Маркса, лозунги и транспаранты, колючая проволока и жизненные истории солдат, ушедших на войну, – вот то немногое, что можно сегодня увидеть на Венецианской биеннале.

Павильон России был воспринят как один из самых эффектных, во многом благодаря слаженной работе художника Ирины Наховой и куратора Маргариты Тупицыной. Он превратился из желтого в зеленый, теперь он так и называется – «Зеленый павильон». Кстати, некоторые эксперты считают, что именно в этот цвет был выкрашен Эрмитаж. В первом зале зрителей встречает огромная голова летчика, глаза которого реагируют на движение людей по залу. Следующие два пространства выполнены в контрастных цветовых решениях: за черным основным залом следует красно-зеленый. Первый и второй этажи связаны друг с другом прозрачным полом, через который открывается вид на иллюзорную комнату, наполненную видеообразами. Наш проект многогранен и затрагивает как исторические размышления, так и какие-то личные воспоминания Ирины Наховой. Хочется добавить, что впервые в павильоне России представлена персональная выставка художницы – до этого женщины в нем выставлялись лишь в коллективных проектах.

 

Burning Man

Фестиваль радикального самовыражения

США, штат Невада, пустыня Блэк Рок

30 августа – 7 сентября

В 1986 году несколько друзей на одном из пляжей Сан-Франциско построили и сожгли 2,8-метровую деревянную фигуру человека. Так начался один из самых необычных фестивалей Западного полушария, а может и всей планеты, в формате contemporary art воссоздающий древний кельтский обряд сжигания плетеного чучела, использовавшегося у кельтов в том числе и для человеческих жертвоприношений.

Сегодня в пустыне штата Невада, куда раз в год на восемь дней съезжаются художники и неформалы со всего мира, в жертву приносят лишь гигантские арт-объекты, которые с этой целью здесь предварительно и возводятся. Сами организаторы называют Burning Man экспериментом по созданию сообщества радикального самовыражения. На время проведения фестиваля в пустыне Блэк-Рок появляется целый палаточный городок, проводятся концерты, театральные постановки и выставки. Правда, такая «городская среда» никак не сглаживает окружающих экстремальных условий, что заставляет организаторов ежегодно публиковать инструкции по выживанию в пустыне. Обустройство бытовых удобств ложится на плечи участников. А одно из главных правил фестиваля гласит: не оставлять следов – то есть каждая творческая команда своими силами демонтирует объекты и ликвидирует последствия своего пребывания.

Начиная с 2013 года в Burning Man участвует группа российских художников Cradle of Mir («Колыбель мира»). На этот раз они построят в Неваде арт-объект OWN WAY – визуальное рассуждение о стремлении человека к звездам и высоким целям. OWN WAY – это пять лестниц, обращенных в небо, каждая из которых ведет к разному финалу. При взгляде сверху лестницы, пересекаясь, образуют пятиконечную звезду в радужном обрамлении – за этот эффект отвечают светодиодные лампочки. Эта радуга, сопровождающая всех восходящих вверх, призвана символизировать союз земли и неба.

 

Семен Паяин, соавтор проекта OWN WAY 

Для нас было очень важно попасть в число участников Burning Man, поскольку это один из самых радикальных фестивалей, где собираются самые креативные творческие коллективы, способные реализовать просто сумасшедшие идеи.

Для участия в Burning Man есть два пути: можно подать заявку и выиграть грант от организаторов, который покроет часть расходов на материалы, горючее, а также транспортные траты для доставки инсталляции; или строить за собственные деньги. Как правило, гранты, выдаваемые Black Rock Arts Foundation, получают всего несколько участников и суммы невеликие, так что все равно приходится изыскивать дополнительное финансирование. Нам удавалось три года подряд возводить объекты на выигранные гранты. В декабре происходит сбор заявок и в конце февраля – начале марта объявляются результаты. От России заявки подавали еще несколько художников, но, к сожалению, они не выиграли. Зато в этом году впервые в Burning Man будут принимать участие наши коллеги с Украины с монументальной инсталляцией «Любовь».

 

Авиньонский фестиваль

Эпицентр театрального авангарда

Франция, Авиньон

4–25 июля

Авиньонский театральный фестиваль вот уже почти 70 лет – точка притяжения для ведущих авангардистов планеты, «плавильный котел» стилей, направлений и творческих методов. Здесь пишется история и рождаются самые смелые эксперименты. Нередко то, что дома кажется нам ультрасовременным, на Авиньонском фестивале уже не вписывается в формат. Сюда привозили спектакли Роберт Уилсон, Питер Брук, Морис Бежар, Пина Бауш, Томас Остермайер, Кристоф Марталер – режиссеры, на которых ориентируется весь театральный мир.

На три недели чудесный средневековый город, бывшая папская резиденция, преображается, словно Венеция во время карнавала: стены домов невозможно рассмотреть из-за наклеенных друг на друга афиш, по улицам бродят ряженые, кукольники, мимы и зазывалы, внутренний двор Папского дворца, монастырские клаустры и Церковь селестинцев оккупируют спектакли официальной программы, по бульварам колесят «музыкальные тележки» – в общем, кругом атмосфера театрального маскарада, и изумленная разношерстная публика становится частью этого удивительного представления под открытым небом.

В этом году фестиваль почтит своим присутствием великолепная Фанни Ардан – и сыграет главную роль в декламационной опере «Кассандра», Изабель Юппер будет читать тексты де Сада, художественный руководитель фестиваля Оливье Пи представит свою версию «Короля Лира», португалец Тьяго Родригес привезет «Антония и Клеопатру», хореограф Анжелен Прельжокаж покажет новый балет.

И, что особенно интересно для российской публики, впервые после 10-летнего перерыва в программе Авиньонского фестиваля заявлен отечественный спектакль – «Идиоты» Кирилла Серебренникова по фильму Ларса фон Триера. Действие перенесено в современную Москву, а герои бунтуют против социальной несправедливости, напоминая о самых громких событиях и темах российской жизни последних лет.

Валерий Печейкин, драматург, сценарист, автор сценария к спектаклю «Идиоты» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре»

Конечно, я рад тому, что спектакль «Идиоты» отправляется в Авиньон. Для писателя, драматурга перевод его текста на другой язык, представление новой аудитории – всегда чрезвычайно важное событие. Я сам не владею французским, но надеюсь, что «Идиоты» в переводе не потеряются и будут хорошо восприняты зарубежной публикой.

Переписывать сценарий за Ларсом фон Триером было сложно, потому что ни одна сцена из его фильма не могла быть буквально перенесена в современную Москву. По сути, это новое произведение. Если универсальный текст Шекспира – «Ромео и Джульетту» – можно представить в любой эпохе, в любой стране, слово в слово, и с помощью небольших дизайнерских элементов создать атмосферу Москвы 1990-х или Нью-Йорка 2000-х, то с Триером так обращаться нельзя по одной простой причине. Его герои проверяют современное буржуазное общество на толерантность, и всякий раз буржуазное общество выигрывает, пробить стену оказывается невозможно, для любого европейца это вещь незыблемая. В каком-то смысле «идиоты» проигрывают битву с обществом. Когда мы стали представлять себе действия этих людей в нынешней Москве, то поняли, что у наших «идиотов» задача совсем другая: как физически сохранить жизнь после попытки подойти к границе хотя бы одного жителя Российской Федерации. Там, где она заканчивается, у нас в ход очень быстро идут кулаки и полицейские дубинки. Моей задачей как драматурга было сделать все, чтобы персонажи дожили до финала. Вы, конечно, понимаете, какие художники-акционисты нас вдохновляли… Их опыт показывает, что спустя несколько секунд (даже не минут!) после начала акции общество реагирует крайне отрицательно. Мы об этом, разумеется, помнили. И я хотел чуть замедлить эту реакцию, дать ей развиться.

Сам я, увы, с труппой в Авиньон не поеду – драматург сделал свое дело и, как мавр, может уходить. В моем присутствии нет необходимости, а ребятам я полностью доверяю. В целом я доволен тем, какой получился спектакль. Для меня лично это большая удача.

 

Оперный фестиваль в Arena di Verona 

Грандиозный амфитеатр под открытым небом

Италия, Верона

19 июня – 6 сентября

Арена ди Верона – огромный, хорошо сохранившийся римский амфитеатр, уникальный археологический памятник времен императора Августа. Эта необычная площадка известна на весь мир своей безупречной акустикой: как и в греческом Эпидавре, здесь достаточно уронить монетку в центре сцены, чтобы звонкое эхо охватило 44 яруса мраморных лестниц. Что говорить о музыке и оперных голосах!

За более чем 100-летнюю историю оперного фестиваля в Арена ди Верона побывали все сколько-нибудь значимые музыканты и исполнители эпохи: Беньямино Джильи и Тито Гобби, Марио дель Монако и Джузеппе ди Стефано, Леонтин Прайс и Монтсеррат Кабалье, Пласидо Доминго и Лучано Паваротти. Именно здесь в 1947 году дебютировала блистательная Мария Каллас в партии Джоконды из оперы Понкьелли.

В программе оперного фестиваля приживается только проверенная временем классика – «Аида», «Тоска», «Набукко», «Риголетто», «Паяцы», «Кармен» – и так из года в год. Реалистичные декорации, воссоздающие залитую печальным лунным светом Мантую, шумную Севилью или лес парижских крыш, роскошные костюмы, традиционное исполнение. Никакого авангарда – даже великий Вагнер в Арене собрал всего 300 человек вместо 16 тысяч запланированных. Гости оперного фестиваля – туристы, мечтающие услышать самые прекрасные арии мирового репертуара на фоне живописных руин и звездного неба. Перед началом спектакля здесь разносят шампанское, во время дождя раздают плащи, а после наступления сумерек зажигают тысячи свечей.

В Арена ди Верона любой спектакль превращается в захватывающее зрелище – таков уж романтический антураж этого места, «помнящего» и гладиаторские бои, и рыцарские турниры, и корриды, и скачки, и юбилей Джузеппе Верди.

Екатерина Бабич,солистка Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского

Я слушала в Арена ди Верона «Аиду», и это было потрясающе. Впечатлила акустика и то, что все происходит на открытом воздухе, без подзвучки. Я сидела в партере и думала: «Боже, как певцы охватывают такое большое пространство?!» Постановка отличная, технически, акустически все выполнено безупречно, звук распространяется в формате стерео, действие происходит не только перед тобой, как в театре, но и сзади, и сбоку, создавая эффект 3D. Огромные декорации в натуральную величину, грохочущие пушки. Аиду пела настоящая вагнеровская дива, такой сильный голос. И меня удивило, насколько все солисты немолодые. У нас считается, что после 45 ты уже не певец, а там совсем другие стандарты.

Выступать на природе молодым певцам иногда психологически сложно: они боятся, что их не будет слышно и начинают форсировать звук. Более опытные артисты знают об этих нюансах, и никаких проблем не возникает. У меня в последнее время было много концертов на открытых площадках, и постепенно приходит понимание, что особой разницы по сравнению с концертным выступлением нет. Конечно, на свежем воздухе выступать приятнее: атмосфера совсем другая, зрители попроще, солнце светит в глаза, ветер красиво развевает платье. Для таких выступлений я в основном выбираю не классический репертуар, а более попсовый, если можно так выразиться, чтобы люди его знали, могли подпевать – фрагменты из мюзиклов и оперетт (выходную арию Сильвы, песенку Пепиты Дьяболо), песни советских композиторов.

 

Cosro Zundert 

Старейший парад цветов Европе

Нидерланды, Зюндерт

6–7 сентября

Ежегодно в первую неделю сентября маленький голландский городок Зюндерт с населением чуть больше 20 тысяч человек, где когда-то на свет появился Винсент Ван Гог, становится местом проведения одного из крупнейших фестивалей цветов в мире. Гигантские инсталляции из папье-маше, проволоки и картона, полностью покрытые миллионами бутонов, торжественно шествуют по улицам города. Первый раз такой цветочный смотр прошел в 1936 году и был приурочен ко дню рождения королевы Вильгельмины, сегодня это уже мероприятие национального масштаба.

Исторически парад не ограничен никакой темой – каждая команда флористов вольна максимально проявлять свою фантазию. Всего дважды это правило было нарушено – в 1990 и 2003 годах, когда праздник приурочили к юбилеям Ван Гога. Еще одно непременное условие для участников – можно использовать любые цветы, но предпочтение отдается георгинам. Объясняется это просто – в 1960-х годах выращивание этих цветов было основным видом деятельности местных жителей. Они росли на территории площадью 33 гектара, а теперь их выращивают исключительно для парада. Ограничение введено и для размеров платформ, на которые устанавливаются флористические инсталляции: они не могут превышать 19 метров в длину, 4,5 в ширину и 9 в высоту. На создание одной такой конструкции уходит свыше миллиона цветов.

  Ева Родионова, ландшафтный архитектор, основатель бюро Novascape

То, что именно в Нидерландах проводится старейших цветочный фестиваль Европы, совсем не случайно. Голландцы входят в тройку лидеров наряду с французами и англичанами, когда мы говорим о ландшафтной архитектуре, ландшафтном дизайне и садово-парковом искусстве. При этом голландцы всегда старались быть лаконичными и максимально натуралистичными – здесь вы не найдете никакой пышности версальских садов. Нидерланды – вообще удивительная страна, так как почти половину своих земель она отвоевала у моря. Поэтому отношение к благоустройству территорий тут особое. Пролетая над Нидерландами, видишь, что все пространство четко структурировано. Еще один факт влияет на особые взаимоотношения с землей – это самое густонаселенное государство Европы.

Фестиваль в Зюндерте задумывался прежде всего как социальный проект, призванный объединить жителей одной местности. До сих пор Cosro Zundert проводится совершенно бесплатно для участников – при поддержке муниципалитетов и правительства. Ведь сам праздник стал национальным достоянием. Уверена, что Москве было бы полезно организовать, например, в парке Горького, подобное мероприятие. Это помогло бы людям прочувствовать причастность к городскому пространству, ведь у себя дома мы регулярно наводим красоту и порядок, а улицу, к сожалению, не считаем своей территорией.

 

Kubana  

Главный российский музыкальный фестиваль с местом проведения в Евросоюзе

6–9 августа
Латвия, Рига, полуостров Луцавсала

Пять лет подряд крупнейший российский музыкальный фестиваль Kubana проводился на берегу Черного моря в Краснодарском крае. В этом же году было решено переместиться на Балтику, в поселок Янтарный. Но Калининградская епархия РПЦ оскорбилась присутствием мероприятия и, обратившись к местным депутатам, инициировала его отмену. Однако будучи частной, а не государственной историей, Kubana выжил, изменив дислокации: фестиваль перебрался за кордон, в Латвию, на полуостров Луцавсала.

Позиционируя себя как «Полуостров свободы», Kubana всегда оставался предельно либеральным в составлении программы. Помимо рока, основного направления, со сцены здесь звучит и электроника, и хип-хоп, и знакомые всем хиты, исполняемые, как правило, специальными гостями. В этом году в течение четырех дней на сцену выйдут Panic! At the Disco, Земфира, Kill the Noise, Infected Mushroom и многие другие. Пропустить это событие среди любителей музыки считается непростительным, и каждый хотя бы раз должен оказаться на Kubana, чтобы ощутить ту незабываемую атмосферу радостной эйфории, объединяющей самых разных людей, даже если они не говорят на одном языке.

Пожалуй, в этом году съездить на Kubana еще интереснее, чтобы посмотреть, насколько бытие способно определять сознание: главный вопрос здесь – обретет ли фестиваль европейский лоск, неожиданно оказавшись на территории Евросоюза, или останется таким же диким и не слишком цивилизованным?

Илья Островский, генеральный продюсер Kubana  

В тот момент, когда Kubana только появился, полноценных масштабных фестивалей со своим кемпингом, помимо «Нашествия», в России, по сути, не существовало. Это сейчас любой уважающий себя регион имеет хотя бы маленький фестивальчик, но тогда подобного формата не было; таким образом, Kubana дала старт целому фестивальному движению в нашей стране.

Существует много сложностей с его организацией, и нынешняя отмена Kubana в Калининградской области настигла нас так внезапно, что многие вещи мы даже не успели проанонсировать; но выход нашелся – Латвия. Очевидно, что мы потеряем какую-то часть зрителей, которые по разным причинам не могут позволить себе приехать за границу. С другой стороны, приобретем достаточно большую аудиторию в Прибалтике и ближайших странах. Честно говоря, фестиваль Kubana уже настолько сильно вплетен в мою повседневную жизнь, что ее вообще уже сложно представить без него. Именно поэтому, несмотря на все перипетии и сложности, он продолжает существовать. Если не будет Kubana – точно не будет и сегодняшнего меня.

Фото по теме

Оставить комментарий

C8a80edf4fe3ca135f83e0a97b11436db282bb85