18+

Хочу купить миру Coca-Cola

Как один газированный напиток заменил нам свободу и братство

Наталья Шастик

22.10.2019

«Великим безалкогольным напитком нации» Coca-Cola провозгласила себя еще в начале XX века и на протяжении всей своей истории упорно работала над этим имиджем. Самой эффективной маркетинговой кампанией бренда стала Вторая мировая война, которая обеспечила Coca-Cola, как и США, глобальное присутствие и окончательно сделала ее «символом Америки» – страны, где впервые в истории были провозглашены равенство людей, их неотчуждаемое право на жизнь, свободу и стремление к счастью.

В 1942 году компания подписала соглашение с правительством США о поставках в армию. The drink that fights back / «Напиток, который дает отпор» – под таким девизом Coca-Cola отправилась на фронт. Для солдат, вдруг оказавшихся на другом конце света, ставших частью войны, о которой они понятия не имели, газировка с родины приобрела, конечно, огромное символическое значение, стала глотком свободы в прямом и переносном смыслах. На всех континентах, куда вступала нога американских военных, были построены передвижные заводы по розливу (всего 64) – за годы войны с их линий сошло 5 млрд бутылок.  

К американской шипучке пристрастился даже Георгий Жуков – плохому из империалистической Америки его научил генерал Эйзенхауэр, командующий войсками США и операциями союзников. Чтобы советскому военачальнику было удобно попивать газировку в публичных местах, для него на заводе в Бельгии изготовили бесцветную колу без карамели в бутылке с красной звездой. Легенда гласит, что Coca-Cola даже получила облегченный доступ в советскую зону оккупации. И это, пожалуй, замечательный пример мимолетной победы гуманизма над бесчеловечностью войны, сродни рождественским перемириям на фронтах Первой мировой.

В середине XX века Америка стала первым потребительским раем на земле. И Coca-Cola отлично вписалась в новую ценностную систему, сама стала частью мифологии общества потребления. Вот и Санта-Клаус, главный герой ежегодной консьюмеристской истерии, облачился в цвета Coca-Cola.

Всеобщего равенства, свободы и счастья, о которых написано в американской Декларации независимости, мы так и не добились. Но зато у нас есть реализованное право на свою бутылку Coca-Cola. Про это однажды отлично сказал Энди Уорхол (а про общество потребления, симуляцию и симулякры он знал не хуже Бодрийяра): «Ты смотришь телевизор и видишь Coca-Cola, и ты знаешь, что президент пьет Coca-Cola, Лиз Тейлор пьет Coca-Cola и только подумай – ты тоже можешь пить Coca-Cola. Coca-Cola есть Coca-Cola, и ни за какие деньги ты не купишь Coca-Cola лучше, чем та, что пьет бродяга на углу. Все Coca-Cola одинаковы, и все они хороши. Лиз Тейлор это знает, президент это знает, и ты это знаешь».

Фото по теме

Оставить комментарий

C9a960eb21c714ee5c3472174f81b06635b7af8b