18+

Совместный проект Государственного Эрмитажа и Montblanc

02.07.2015

Img_2284a

27 июня 2015 года в Зале Совета состоялось представление нового совместного проекта Государственного Эрмитажа и компании Montblanc по реставрации напольных часов с органами.

На протяжении многих лет дом Montblanc принимает участие в различных культурных инициативах по всему миру, выступая покровителем искусств и активно воплощая в жизнь проекты, призванные сохранять и развивать культурное наследие.

Начало сотрудничества Дома Montblanc и государственного Эрмитажа было положено в 2013 году подписанием  Протокола о намерениях «Об условиях подготовки и реализации программы сотрудничества по сохранению культурного наследия и развитию Государственного Эрмитажа на 2013 – 2015 годы». Первым проектом, реализованным в рамках данного соглашения, стала реставрация «Чесменской Чернильницы». Уже через год после старта проекта «Чесменская Чернильница» в обновленном отреставрированном виде вернулась в постоянную экспозицию Эрмитажа.

В 2014 году сотрудничество продолжилось – и в честь 250-летия Эрмитажа Montblanc  преподнес в дар музею необычный подарок  – ярко-красный концертный рояль, созданный в мастерской Генри Стейнвея.

В 2015 году новым совестным проектом в рамках сотрудничества Montblanc и всемирно известного музея, станет реставрация одного из экспонатов Эрмитажа – часов с двумя органами из экспозиции дворца А.Д. Меншикова. Уже около 20 лет Montblanc активно развивает свое часовое направление, используя более чем вековой опыт мануфактуры Minerva в Виллере. Именно поэтому компания решила оказать поддержку Эрмитажу в проекте по реставрации старинных часов. В ходе реставрации планируется провести большое количество работ по восстановлению часов, включая восстановление изношенных, поврежденных  и утраченных деталей,  шлифовку цапф, установку бушонов,  компьютерную расшифровку мелодии на музыкальном барабане и многие другие работы. Проект реставрации часов планируется завершить в 2016 году.

Часы с двумя органами в экспозиции дворца А.Д. Меншикова

В экспозиции отдела «Дворец Меншикова» Государственного  Эрмитажа находятся напольные часы с английским механизмом 80-ых  годов XVIII в. и органами.

Экспонат,  внешне  напоминающий  кабинет,  представляет   собой  оригинальный ансамбль,  состоящий  из    напольных  часов  в  футляре  из  красного  дерева  с  декором латунными накладками, в котором располагаются два органа.  В верхней части находятся часы и механический орган (автомат), в нижней части находится орган позитив.

Действующим   в  настоящее   время   является   только   орган-позитив,  на  валике механического органа частично утрачены штырьки, воспроизводящие мелодию.

Часы  с  органами  выполнены  в  Лондоне  часовым  мастером  Уильямом  Уинроу (William Winrove) и неизвестным органным мастером. Имя часового мастера и город изготовления  указаны  на  циферблате  часов.  Кроме  того,  на  нем  имеется  изображение солнца и вечный календарь. Механизм отсчитывает часы, минуты и секунды. Со временем был  утрачен  большой  вращающийся  шар над  циферблатом,  представлявший  суточные фазы луны. По углам циферблат снабжен четырьмя малыми циферблатами, которые управляют механическим органом.

Механические  органы - музыкальные автоматы   могли самостоятельно исполнять небольшие произведения без участия органиста. Они являлись важной частью для музыкальной культуры XVIII столетия, предоставляя большие инструментальные возможности по сравнению с одним инструментом. Использование механического органа заменяло  звучание  нескольких   инструментов.  Соединенный   с  часами  он     назывался «Flӧten-Uhr» - часы с флейтами. На часах-органе, в   числе других пьес, исполнялись сочинения  Моцарта  и  Генделя;  всего  их  было  четырнадцать.  Время  звучания  каждой пьесы составляло около 40 секунд.

Часы с органами были установлены в 1987 г. в Большом зале дворца Меншикова, где в  Петровское  время  часто  устраивались  праздники  и  звучала  музыка  в  честь  побед русского оружия и годовщин славных викторий. Появившиеся на Руси еще в XVI в. «часы с  музыкой»  или   «арганы сундушные»  пользовались  популярностью  среди знати. Были они и в доме светлейшего князя. Сохранились сведения, что Меншиков привез в 1708 г. из Дерпта в свой дом два органа, а всего их имелось у него не менее девяти и они имели нарядную отделку черепахой и золочеными и серебряными пластинами.

История  появления часов с органами в Санкт-Петербург  начинается  в  1745  г., когда английский мастер Уильям Уинроу привез созданный им оригинальный инструмент в Северную столицу. Четырехрегистровый орган-позитив автор называл    «большой органной   машиной». Верхний автоматический орган исполнял четырнадцать пьес, автором тринадцати из них был Гендель. Мастер У. Уинроу полагал, что ему удалось построить совершенный музыкальный автомат, с которым музыкант был не в силах соперничать. В Летнем саду он устраивал представления, на которых поочередно звучала музыка, исполняемая музыкантом и механической машиной. Впечатление от соревнования человека и машины усиливало внезапное  появление  куклы, до определенного момента скрытой позади инструмента. Одетая в черный камзол и белый парик кукла имела определенное  сходство с Генделем, как будто он сам выступал в роли судьи. Кукла отбивала такт правой рукой, в которой держала свиток нот. Возможно, в этот момент звучало совместное  исполнение мелодии Генделя, записанной на валике автомата   и музыкантом, играющим на позитиве.

С 1746 г. органы Уинроу находились в Летнем дворце Елизаветы Петровны, куда поступили по ее распоряжению.

В 1791 г. по распоряжению светлейшего князя Г.А.Потемкина часы-орган были приобретены для  Императорского двора мастером И. Габраном.  Занимаясь настройкой инструмента, мастер  несколько его  модернизировал, удалив короткую октаву в  басу.

Зазвучал инструмент на грандиозном празднике,   который состоялся в Таврическом дворце 28 апреля 1791 г. в честь взятия Измаила и присоединения Крыма. Воспоминания о празднике сохранилось в свидетельствах современников. Так,   Г.Р. Державин отмечает инструмент «с двумя раззолоченными органами». Другой неизвестный автор подробно описывает  зал, где происходило торжество и упоминает часы с органами, звучащие дважды. Сначала играл механический орган, игравший «музыку славнейших сочинителей», которые «быв неприметны, в каждом входящем возбуждали приятные ощущения» и второй раз, когда Екатерина II покидала праздник, звучала вокальная и инструментальная музыка.

Император Павел I отдает дворец в ведение Конногвардейского полка, который превращает его в казармы. Часы-орган оказываются в Мальтийской капелле, построенной архитектором Д.Кваренги рядом с Воронцовским дворцом.

Вторая реставрация была проведена около 1877 г., в ходе которой был переделан или заменен валик, на котором были зафиксированы мелодии.

В 1909 г. для Мальтийской капеллы был приобретен новый орган, в связи с чем часы-орган были выставлены на продажу и приобретены для Эрмитажа за 1000 рублей как «Часы Таврические с фисгармонией». Долгое время они находились на площадке второго этажа Театральной лестницы. После реставрации, проведенной в 1985-87 г. Ю.Н. Семеновым и В.А. Градовым в мастерских   Государственного   Эрмитажа,   были   отреставрированы   корпусы   обоих инструментов, восстановлена «короткая октава» и вновь зазвучал «большой орган».

Воссоздание механического органа, без которого невозможно в полной мере оценить историческую роль уникального ансамбля, позволило бы приблизить инструмент к его первоначальному облику. Звучание  обоих  органов  инструмента  на  музыкальных вечерах, проходящих во «Дворце Меншикова» Государственного Эрмитажа способно существенно расширить представление о музыкальной культуре прошлых веков.

Фото по теме

Оставить комментарий

111d50131d5129603f2ba2c482a19b82746c4243