18+

Соло на розовом дереве

Егор Сердюков

22.05.2012

Dde-af31-bja0330

8 апреля Камерный зал Московской филармонии отметил 75-летие одного из родоначальников минимализма американца Стива Райха концертом «Минимум». Его главным героем стал ансамбль ударных инструментов «Путешествие в ритм» под руководством известного российского маримбафониста Петра Главатских. Именно пятиоктавная маримба, столь редко появляющаяся на российской сцене соло, задавала тон всему происходящему, определяя ритм и силу звука остальных инструментов ударной группы.

Один из лучших маримбафонистов планеты Людвиг Альберт считает, что маримба навевает ощущение леса. А как же иначе? Этот инструмент явно имеет особую связь с лесными духами. Он впитал в себя первобытную энергетику: песни африканских шаманов, ритуальные пляски индейских жрецов и заклинания гватемальских магов. Поэтому каждый концерт с учас­тием маримбы – это всегда немного уход по ту сторону сознания, погружение в детство человечества.

Палисандр вместо тыкв

Для российского слушателя это не просто редкий, но даже экзотический инструмент. Между тем мы знакомы с ним давно – маримбу часто можно услышать в саундтреках к фильмам, особенно 1970-х годов, а также в музыкальных композициях в стиле лаундж или чилаут.

Маримба представляет собой клави­атурный ударный инструмент, который состоит из параллельных пластин-клавиш, изготовленных, как правило, из розового гондурасского дерева или палисандра и зафиксированных на раме в виде хроматической клавиатуры фортепиано. Пластины находятся над металлическими или деревянными резонаторами-трубками. В стародавние времена в качестве резонатора подвешивали высушенные долбленые тыквы, а клавиш на инструменте было не более 20.

Маримба обладает очень певучим, мелодичным звучанием. Она словно навевает ощущение леса

Но самое удивительное свойство маримбы – это, конечно, звук. Она обладает густым, богатым, выразительным, почти мистическим тембром. Ее диапазон предполагает 4 или 4,3 октавы, но в последние годы появились и маримбы с диапазоном, расширенным до шести октав. Конечно, инструменты такого уровня встречаются редко, изготавливаются на заказ и используются прежде всего для сольного исполнения.

Многие думают, что маримба – видоизмененный ксилофон. На самом деле это совершенно разные инструменты, имеющие свою историю и собственный характер. Хотя существует бас-ксилофон, который иногда называют «басовой маримбой», но у него широкие пластины и длинные резонаторы в виде буквы U. Кстати, этот инструмент давно признан классической музыкальной традицией: к нему обращались и Джакомо Пуччини в своей «Турандот», и Карл Орф в «Антигоне» и «Царе Эдипе».

Для извлечения звука из маримбы используют палочки (mallets) с различными видами наконечников в форме шарика. Они изготавливаются из резины, дерева или пластика, которые обычно обматывают шерстяными или хлопковыми нитями. От выбора материала напрямую зависят характер и структура звука. Правильно подобрав палочки, музыкант меняет на инструменте спектральный состав звучания, и, следовательно, получает разный тембральный окрас: от сухого щелкающего до глубокого, похожего на орган. Техника игры на маримбе предполагает использование нескольких палочек одновременно, как правило, двух–четырех, но, бывает, играют и пятью-шестью.

Три малые родины

Исследователи до сих пор спорят, в каких именно палисандровых лесах родилась маримба. Самая распространенная версия гласит, что инструмент появился на свет в Южной Африке, а затем – в начале XVI столетия, вместе с чернокожими рабами из Конго – добрался до Южной Америки. Однако не все исследователи согласны с такой трактовкой, уверяя, что маримба, скорее всего, родом из Индонезии или Малайзии. По третьей же версии, инструмент изобрели индейцы майя. Свидетельство тому – одна археологическая находка, хранящаяся в Музее Университета Пенсильвании в США. Это церемониальная ваза из Ратинлиншуля, на которой есть изображение человека, играющего на инструменте, очень похожем на маримбу.

Вполне естественно, что инструмент с таким необычным звучанием окружен множеством мифов и легенд. Так, по преданию жителей Зулуса, его создала богиня здоровья Маримба – именно она подвесила под деревянными брусками полые тыквы для лучшего резонанса. Люди верили, что волшебные мелодии, извлекаемые из маримбы, способны не только защитить от недуга, но и изгнать из тела болезнь.

Но сегодня в той же Латинской Америке африканское или южнотихоокеанское происхождение маримбы почти забыто. Переплыв океан, она не только обрела вместо тыквенных резонаторов деревянные, но и получила второе рождение, став здесь народным, в буквальном смысле домашним инструментом.

В составе оркестра

Современный облик маримба получила только в 1912 году, когда гватемалец Себастьян Уртадо заменил диатонический звукоряд хроматическим и привез ансамбль «Королевский маримба-бэнд братьев Уртадо» в США. Активно гастролируя по стране, музыканты играли не только собственную музыку, но и перекладывали на маримбу популярные и классические мелодии.

Примерно в то же время к этому инструменту обратился акустик Джон-Кэлхоун Диген, который до этого проработал кларнетистом и ксилофонистом. В первую очередь он заинтересовался акустическими свойствами палисандра, доказав, что это дерево является превосходным проводником звука. Диген заменил деревянные резонаторы металлическими, а для тоновых пластин использовал исключительно палисандр. Все это придало маримбе особый акустический лоск. Реформатор определил и эталон настройки – 442 Гц.

Совершив маленькую революцию, Джон-Кэлхоун основал компанию J.C. Deagan и принялся выпускать инструмент в промышленных масштабах. В наши дни созданные им маримбы представляют музейную ценность и считаются эталоном качества. Одна из них – Apollo Grand Marimba обладает достаточным объемом (четыре октавы), чтобы воплотить все замыслы композитора в симфоническом оркестре.

Однако своей популярностью маримба обязана не столько Дигену, сколько Клеру Омару Массеру. Композитор и виртуоз, в 1930-х на одной из Чикагских всемирных ярмарок он устроил концерт, исполнив на нем 100 произведений для маримбы. Так постепенно интерес к палисандровому инструменту возрастал, появились первые педагоги и композиторы, и инструмент уже имел все права оказаться в составе оркестра.

Техника игры на маримбе предполагает использование нескольких палочек одновременно, бывает, играют и пятью-шестью

В 1950-х маримба обрела еще одну вторую родину – Японию. Там сформировалась своя школа, которая сегодня вполне успешно конкурирует с североамериканской. Японские композиторы создали для маримбы много замечательных произведений, которые благодаря неподражаемой исполнительнице Кейко Абе получили поистине мировую известность.

Вторая половина ХХ века – это расцвет сольного репертуара. Музыку для маримбы сочиняли такие композиторы, как Бернард Роджерс, Пол Крестон и Роберт Курка. А в 1957 году гватемалец Хорхе Сармиентос написал концерт для знаменитой американской маримбафонистки Виды Ченоуэт. В 1980-х и 1990-х палисандровый инструмент перекочевал в Европу и потихоньку добрался до России.

Путешествие в ритм

Музыку для маримбы писал даже Родион Щедрин. Сегодня это также делают Григорий Смирнов и Ефрем Подгайц, его концерт для маримбы с оркестром играет Виктор Сыч – один из немногих на российской сцене, кто занимается еще и переложениями произведений.

Но, пожалуй, самый известный оте­чественный маримбафонист – ла­уреат международных конкурсов Петр Главатских, регулярно выступающий на концертных площадках Москвы. И хотя столичную публику покорить весьма трудно, Петру это, судя по всему, удалось. При поддержке Юрия и Каталин Любимовых он успешно реализует проект «Путешествие в ритм». Эта серия концертов для ударных инструментов рождается на стыке искусств. Петр задействует театральные приемы и голос, экспериментирует со струнными инструментами и видеоинсталляциями, а композиционным центром всего представления оказывается маримба. В своих выступлениях Главатских отдает предпочтение камерности, что позволяет выступать без подзвучивания микрофонами – так рождается абсолютно живой формат. Общение с публикой проходит на одном дыхании, в зале возникает медитативное погружение в музыку. Такой концерт – безусловно, вызов обыденности, и его обязательно стоит посетить.

Фото по теме

Оставить комментарий

C9a605283bcff8bfbaf1b9f53c94fa051a6bbeb2