18+

Самое точное время

Текст: Элизабет Дурр

12.08.2010

Img_6451_bew

Сегодня турбийон считается прежде всего предметом роскоши, не совсем практичным и не особо востребованным в обычной жизни. Но в ходе очередного тестирования хронометров, результаты которого были обнародованы в декабре 2009-го, он вновь доказал, что и по сей день остается самым точным механическим прибором в мире.

Тестирования хронометров проходили регулярно вплоть до 1967 года. Право на их проведение принадлежало обсерваториям городов Невшателя, Женевы и Безансона. Целью экспериментов было определение точности, а следовательно, и стоимости наручных часов. Ведь чем аккуратнее модель, тем выше ее цена. С каждым результатом тестирования планка точности для часовых компаний повышалась. А обладание информацией о результатах «экзамена» позволяло производителям реалистично оценивать свои возможности и ставить перед собой новые, более амбициозные задачи.

Термин «хронометр» впервые появился в 1714-м благодаря Джереми Тэкеру и имеет непосредственное отношение к одноименному навигационному прибору. В 1925 году это понятие претерпело изменения. Именно тогда каждый экземпляр часов, имеющий сертификат точности, выданный официальным учреждением, мог носить гордое звание хронометра. Самый пик испытаний и рьяного соперничества часовых компаний за точность и пунктуальность своих творений пришелся на период с 1940 по 1967 год.

Секрет точности

Главная особенность классического хронометра – минимально малый показатель погрешности хода. Поэтому регулировка его механизма выполняется с особой тщательностью и надлежащим вниманием. Механизм настоящего хронометра зачастую таит в себе несколько особых технических характеристик, отличающих его от рядовых часовых собратьев. Наряду с невероятно длинной заводной пружиной, встроенной в мощный заводной барабан, значение имеет довольно большой диаметр балансового колеса. Благодаря своей массе оно обеспечивает равномерность колебаний и амплитуды, что выражается в незначительном отклонении суточного хода.

Правила тестирования

Часовой музей Château des Monts в швейцарском городке Ле-Локль стал в 2007 году местом проведения новых испытаний хронометров. Окончательные результаты тестирования стали известны совсем недавно – 3 декабря 2009-го. Их критерии основываются на международном стандарте точности ISO 3159, который используется всеми европейскими официальными испытательными лабораториями.

Во время последнего тестирования была еще раз подтверждена невероятная точность турбийона, о которой уверенно рассуждал его создатель Абрахам-Луи Бреге

Чтобы принять участие в тестировании, механизмы должны были соответствовать определенным стандартам: иметь размер 38,5x15 миллиметров и площадь не более 1164 квадратных миллиметров. Если сорок лет назад часы тестировали во временных и совершенно одинаковых корпусах, то сегодня их оставляют в собственных «телах». Но главным новшеством экзаменационного процесса стали тесты на устойчивость к воздействию магнитного поля и громкого звука (испытания на шум проводились с помощью специального прибора, имитирующего бурные и продолжительные аплодисменты).

Весь экзаменационный процесс занял пятнадцать дней, в течение которых механизмы трижды подвергались проверке в пяти различных положениях и при трех температурных режимах. Первая часть тестирования проходила в обсерватории Безансона, вторая – в Швейцарском официальном центре контроля точности C.O.S.C. в городе Биле. Но самой сложной оказалась проверка на ударопрочность и устойчивость к воздействию магнитного поля, которая проводилась в Institut d’Horlogerie et Création (IHC-Arc) в Ле-Локле. Члены жюри вначале даже не были уверены в том, что механизмы смогут выдержать столь непростой экзамен. Но все опасения были напрасны. Хронометры прошли тест и после него функци­онировали даже лучше прежнего. По окончании столь жесткой проверки их отправили обратно в C.O.S.C. для прохождения третьей, заключительной стадии испытаний.

И кого же экзаменовали?

В конечном итоге в испытаниях приняли участие всего 16 экземпляров часов, представленных 10 брендами. Два калибра El Primero от Zenith, Renaud et Papi от Audemars Piguet, модель от независимого часовщика Kari Voutilainen с частотой 36 000 колебаний в час, четыре механизма на основе ETA с частотой колебаний 28 800 от Doxa, Swatch, Tissot и Olivier Randin. Кроме того, компании Greubel Forsey, F.P. Journe и Urban Jürgensen представили соответственно один турбийон и два хронометра с частотой колебаний 21 600 в час. Chopard и Jaeger-LeCoultre привезли два турбийона с частотой колебаний 28 800 в час. И наконец, часовщик René Addor выставил механизм внушительных размеров с поразительной частотой колебаний 28 800 в час. Принято полагать, что в большинстве случаев высокая частота колебаний часов одновременно является гарантией их большой точности. Во время испытаний оказалось, что решающим фактором здесь выступает все же не частота, а стабильность. Наверняка это стало самой большой неожиданностью всего экзаменационного процесса: наконец-то было доказано, что турбийон отличается невероятной точностью, которую ему приписывал еще его создатель Абрахам-Луи Бреге, запатентовавший свое изобретение в далеком 1801 году. И кстати, совсем не важно, встроен этот турбийон в наручные часы или нет.

В самом начале тестирования члены жюри сомневались в том, что механизмы смогут выдержать столь непростой экзамен. Но все опасения оказались напрасны

Если за все время испытательного процесса в механизме не было выявлено никаких отклонений, ему присуждался идеальный показатель в 1000 баллов. За каждую зафиксированную секунду отклонения из общего числа снимался один балл. Пять механизмов выбыли из соревнования из-за различных дефектов и недостатков, один из них даже сломался.

Победные фанфары в честь René Addor

Итак, настало время подвести итоги. Результатов тестирования ждали с невероятным напряжением как непосредственно в музее Château des Monts, так и в Интернете, где за экзаменом следили те, кто не смог приехать в Ле-Локль лично. Итоги первых испытаний, проведенных за последние 42 года, стали для часового искусства своеобразной путеводной звездой. Но каковы же они?

Результаты оказались более чем неожиданными. Рене Аддор стал победителем в категории «независимый часовщик» (к которой также относились Kari Voutilainen и Olivier Randin). 66-летний Рене разработал концепт своего калибра Papillon несколько лет назад, но собрал его в течение месяца лишь непосредственно перед началом испытаний. Многие годы Аддор работал на компанию Rolex, но благодаря женским часам собственного изготовления, правда, пока не запущенным в производство, его имя будет занесено в скрижали истории часового искусства. Papillon обладает большим запасом энергии, необходимым для поддержания работы баланса хронометра, и имеет достаточную мощность для завода такой сложной технической начинки. Именно это, по словам Рене Аддора, и принесло ему победу. Осталось только найти покупателя на патент для запуска механизма в серийное производство.

Турбийон – вечный эталон точности

Впечатляющий двойной триумф Jaeger-LeCoultre еще раз подтверждает одну простую истину: тщательно разработанные турбийоны по-прежнему остаются эталоном точности. Представленный в 2006 году Master Tourbillon, который благодаря своей приемлемой цене заслужил звание самого доступного турбийона, стал абсолютным чемпионом конкурса, набрав 909 очков.

Его собрат Jaeger-LeCoultre Gyrotourbillon 2 уступил ему лишь один пункт и занял второе место. «А могло быть и наоборот, – прокомментировал глава отдела маркетинга и разработок Jaeger-LeCoultre Стефан Бельмон победу двух своих механизмов. – Ведь мы всегда предъявляем к часам самые высокие требования. Каждый из более чем тысячи механизмов, созданных за двадцать с лишним лет существования бренда, действительно имеет право на жизнь. Основное правило часового искусства гласит: чем сложнее механизм, тем он чувствительнее. Но это к нам не относится. Даже самые навороченные из наших часов функционируют отменно и качественно».

Основным требованием при создании в 2004-м механизма Autotractor с автоматическим подзаводом стало достижение стабильности и точности. Master Tourbillon, появившийся два года спустя, отвечает тем же критериям. Эта теорема больше не требует никаких доказательств. «Для нас Master Tourbillon – не просто высокотехнологичные часы, но и один из самых точных их экземпляров за всю историю часового искусства. В прошлом целью часовщиков было достижение большей точности моделей, в последние же годы этот аспект немного отодвинулся на второй план, – продолжает Бельмон. – Но наш девиз – не останавливаться на достигнутом. И это также касается точности механизмов».

Модель для серийного производства

Автоматическую модель Master Tourbillon, выбранную Jaeger-LeCoultre для участия в испытаниях, сегодня можно купить и гордо носить на своем запястье. «Процесс ее разработки и производства был направлен на достижение большей точности хода», – поясняет Бельмон. Для оптимизации работы баланса особое внимание в модели уделялось тщательности расчета параметров центра равновесия и точки тяжести. Также были использованы новые материалы – например, состоящая из трех частей титановая клетка турбийона без винтов, легкая и прочная. Благодаря этому в механизме без труда помещается внушительный баланс диаметром 11,5 миллиметра, что уже необычно для турбийона, так как одна его клетка сама по себе требует большой мощности. Master Tourbillon отличается невероятно высокой для турбийона частотой колебаний – 28 800 в час – и вместо регулировочного штифта имеет ось баланса. Модель Gyrotourbillon 2, принявшая участие в испытаниях, немного отличается от часов предыдущей коллекции, состоящей из 75 экземпляров и появившейся два года назад. «Мы испробовали несколько смелых решений – например, новый баланс, форма которого очень напоминает экспериментальную модель Master Compressor Extreme LAB, и ряд новейших материалов. Мы хотели удивить самих себя, посмотреть, на что мы еще способны, – продолжает Бельмон. – Модели, которые вы видели во время испытаний, ничем не отличаются от тех, что представлены на рынке и доступны в свободной продаже. И два первых места в тестировании на точность – лучший подарок нашим клиентам».

Источник: http://www.watch-magazine.nl

Фото по теме

Оставить комментарий

7d3d270982caf482baa2f190fd808a73d5cfb246



 
22.01.2021
Otkr
Художества на запястьях
Пожалуй, абсолютно все часовые бренды уверены: делая часы, они творят высокое искусство. чтобы убедиться в этом, надо хотя бы...
18.01.2021
Shutterstock_1718886205_for_web
Люкс спешит на помощь
2020 год стал не только годом карантина и закрытых границ, но и удивительным временем объединения против общей опасности...
01.12.2020
4
Русские часы из Альценау
Александр Шорохов переехал в Германию в начале 1990-х и через 10 лет основал в городке Альценау, неподалеку от Франкфурта,...