18+

Господа меценаты

Текст: Константин Старцев

15.09.2014

Mb_piotrovskiy_(direktor_gosudarstvennogo_ermitazha)_i_lutz_bethge_(lutc_betge)(montblanc)_(1)

Ежегодно с 1992 года только 12 человек со всего мира получают награду Montblanc de la Culture Arts Patronage. В такой форме немецкая компания Montblanc говорит о высокой роли этих людей, чья деятельность связана с поддержкой культуры и искусств. В этом году к компании, в которую уже входят американский музыкант Квинс Джонс, японская художница Йоко Оно, итальянский архитектор Рензо Пиано, русский музыкант Валерий Гергиев, присоединился директор государственного музея Эрмитаж Михаил Пиотровский. Глава культурного фонда Montblanc International Лутц Бетге рассказал WATCH о своей любви к Санкт-Петербургу и Эрмитажу и эффективности деятельности меценатов и других выдающихся деятелей культуры, пополнивших список лауреатов премии в этом году.

В этом году совпали по времени два мероприятия – фестиваль «Белые ночи», в котором Montblanc ежегодно участвует, и награждение премией Monblanc de la Culture Arts Patronage директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. Доводилось ли вам прежде бывать в Санкт-Петербурге в это время года, видели ли вы коллекцию Эрмитажа, знакомы ли с Пиотровским?

Нет, с Михаилом Борисовичем я до этого не встречался – накануне, на гала-приеме в Эрмитаже, я лично с ним познакомился. Мне несказанно повезло – во время моего визита в Санкт-Петербург мне была оказана действительно большая честь: в течение часа я мог наслаждаться залами музея, в который еще не была допущена публика, поскольку он открывался позже. А в городе я не впервые, но всякий раз не устаю им восхищаться: здесь прошлое, настоящее и будущее тесно сплетены между собой. Город очень современный, красивый, а белые ночи превращают его в удивительное сказочное место.

Согласен с выбором Montblanc – Михаил Пиотровский как никто другой отвечает требованиям премии. А с кем из соотечественников он конкурировал?

Боюсь, я не смогу вам этого сказать, потому что я не занимаюсь отбором кандидатур – все это делает международное жюри, в которое входят представители различных профессий – архитекторы, директора музеев, танцоры, художники, – финальную кандидатуру утверждают они же. Члены национального жюри предлагают список из пяти-шести имен, которых они считают достойными претендентами. Затем члены жюри из других стран изучают отобранные персоны, оценивают их вклад в поддержку различных видов искусств по специально составленному досье и выносят свой вердикт. Так что Пиотровский был выбран не только российским жюри, за него проголосовало большинство, это международное признание. Я, безусловно, одобряю этот выбор, поскольку имел возможность лично убедиться в масштабе его личности и увидеть его вклад в поддержку музеев не только на территории России, но и по всему миру. Кандидаты, которые также были номинированы, но не набрали большинства голосов в этом году, имеют шанс получить нашу премию в следующий раз. При выборе учитывается и актуальность момента для самой страны, для искусства в мире. В этом году празднуется 250-летие Эрмитажа, поэтому фигура Пиотровского как нельзя лучше подходит нам.

Как думаете, могут ли какие-нибудь залы Эрмитажа вдохновить Montblanc на выпуск новых коллекций ручек или даже часов?

Конечно, в Эрмитаже собраны уникальные коллекции, которые, разумеется, будут вдохновлять нас в нашей работе. Как вы, возможно, знаете, Montblanc поддерживает молодых художников и ежегодно устраивает конкурс, в котором они демонстрируют нам свое видение логотипа бренда – эти работы находятся в наших офисах по всему миру. Для нас очень важно искать вдохновение и делиться им с теми, кто может его воплотить в предметы роскоши: письменные принадлежности, часы.

Усилия меценатов важны при работе с молодыми художниками, которые в самом начале своего творческого пути чаще вынуждены думать не о творчестве, а о том, как прокормить себя

Поддержку искусству и культуре исторически оказывали отдельные обеспеченные меценаты. Сегодня эту заботу повсеместно берет на себя государство. На ваш взгляд, эффективность поддержки как-то изменилась?

Если поддержку культуры и искусства будет оказывать лишь государство, то это крайне негативно скажется на этих областях. Не потому, что государство плохое, вовсе нет. Просто у государства масса других дел и забот, всем нужно уделить внимание, никого не обидеть, особенно финансово. Так уж сложилось, что эти сферы не занимают первого места в обсуждении государственных бюджетов – ведь есть еще наука, медицина, образование, военные расходы. Если нарушить баланс в сторону поддержки искусства, это вызовет массу недовольства. Так что само по себе государство не справится с этой задачей, и тут важную роль играют меценаты – частные лица и компании, которым по силам часть своих средств направлять на поддержку искусства. Особенно их усилия важны при работе с молодыми художниками, которые в самом начале своего творческого пути чаще вынуждены думать не о творчестве, а о том, как прокормить себя.

Кто еще составляет в этом году компанию Михаилу Пиотровскому в мире?

Этот год оказался удачным на ярких лауреатов, представляющих совершенно различные сферы культуры и искусства. Например, в Нью-Йорке победителем стала Джейн Розенталь, одна из самых влиятельных женщин Нью-Йорка по версии журнала Times. В 2002 году после трагедии 11 сентября она совместно с Робертом Де Ниро учредила кинофестиваль Tribeca Film, главной целью создания которого стало привлечение средств от проката конкурсных фильмов для восстановления районов Нижнего Манхэттена, пострадавших от атаки террористов. Таким образом, она не только сумела вдохнуть новую жизнь в этот район, но и создала площадку, на которой молодые режиссеры, художники, актеры могли заявить о себе. Алехандро Рамирос Маганья из Мексики, владелец крупной сети кинотеатров в Южной Америке, основал Morelia Film Festival, поддерживающий начинающих кинохудожников. Я назвал довольно известных людей, но помимо них премию получают и другие заметные фигуры в мире меценатов, чьи имена пока не на слуху. В Германии это Гейнер и Улла Питцч, собравшие одну из самых крупных коллекций современного искусства. Они передали ее безвозмездно государству с одним условием – построить под коллекцию новое здание. И тем самым сохранили картины для будущих поколений, сделали их доступнее.

Фото по теме

Оставить комментарий

9b103d26101550eb5908d566bb349833b94741ac



 
22.01.2021
Otkr
Художества на запястьях
Пожалуй, абсолютно все часовые бренды уверены: делая часы, они творят высокое искусство. чтобы убедиться в этом, надо хотя бы...
18.01.2021
Shutterstock_1718886205_for_web
Люкс спешит на помощь
2020 год стал не только годом карантина и закрытых границ, но и удивительным временем объединения против общей опасности...
01.12.2020
4
Русские часы из Альценау
Александр Шорохов переехал в Германию в начале 1990-х и через 10 лет основал в городке Альценау, неподалеку от Франкфурта,...