18+

Бумажные миры

Текст: Константин Старцев; Фото: Джефф Нишинака

28.01.2013

Img_1400

На создание одной скульптуры он может потратить несколько месяцев. И сам процесс работы, когда все, даже самые маленькие и много раз повторяющиеся детали, вырезаются вручную, похож на медитацию. Но бумажные композиции американского художника Джеффа Нишинака имеют вполне практичный смысл – и часто служат грандиозным маркетинговым и рекламным целям. Правда, этот факт нисколько не умаляет их высокого художественного достоинства – в древнее искусство оригами Нишинака определенно вдохнул новый, неожиданный смысл.

О том, как долго живут его бумажные журавлики, львы и целые города, художник рассказал в интервью WATCH.

Известно, что бумажной скульптурой всерьез вы увлеклись во время учебы в Art Centre College of Design. А помните ли вы свой первый опыт конструирования из бумаги? Что вы тогда произвели на свет?

Это была рыба. Я просто развлекался, экспериментируя с формами и составляя их таким образом, что получилось нечто похожее на рыбу. В итоге элементы скелета с частичками чешуек соединил с головой, плавниками и хвостом. Все произошло само собой, я никому не подражал и ничто не оказывало влияния на мой стиль или художественный почерк, поскольку бумажная скульптура была для меня совершенно новым занятием. Я просто понятия не имел, занимается ли этим кто-то еще. Поэтому и оказался в ситуации полной творческой свободы, делал то, что заблагорассудится, – никаких правил и ограничений.

Бумага – один из главных материалов для творчества: ее используют не только художники, но и писатели. В чем состоит основная сложность именно вашего способа обращения с ней?

Вы правы, существует множество способов работы с бумагой, и иногда меня просто поражает и одновременно радует, насколько оригинальны и разнообразны они могут быть. Мне кажется, что сложность моего подхода заключается в сохранении свежести и долговечности такого хрупкого материала, как бумага. Когда я вижу, что из нее делают другие художники, у меня мгновенно возникает желание продолжать поиски новых способов и направлений работы. Я стараюсь делать так, чтобы мой стиль не устаревал и не утрачивал новизны.

 

Жизненный цикл моих бумажных скульптур может с легкостью достигать 100 и даже более лет

 

Какие у вас требования к бумаге? Подвергаете ли вы ее какой-то специальной обработке?

Мои требования к бумаге таковы: не слишком прозрачная, имеющая достаточный вес для поддержания формы и способная противостоять воздействию влаги. Также она должна не содержать кислоты и обладать нейтральным pH-балансом для обеспечения долговечности. А еще мне нравятся отпечатки или легкая текстура на поверхности. Я не использую бумагу, если необходима специальная обработка для подготовки к работе. Мне вообще нравится естественность бумажного полотна, поэтому стараюсь не подвергать его излишнему воздействию, сохраняя первоначальную красоту и целостность.

Как часто вы используете дополнительные выразительные средства: свет, цвет, другие материалы?

Я редко использую цвет – исключительно если нужно сделать акцент на какой-либо части работы или привлечь внимание к определенной области. Ввожу цветовые акценты только тогда, когда необходимо передать какой-то особый смысл, выраженный в скульптуре. Я работаю с фотографами, если дело касается освещения скульптур при съемке. Так, помимо основного белого цвета, я применял синий и красный гель на втором и третьем источниках света для создания иной, новой атмосферы.

Какова продолжительность жизни ваших скульптур? Получают ли некоторые персонажи вторую жизнь в последующих проектах?

У меня есть экземпляры, созданные 30 лет назад, которые до сих пор находятся в прекрасном состоянии, поскольку хранятся в стеклянных коробках из плексигласа. Насколько мне известно, жизненный цикл моих скульптур может с легкостью достигать 100 лет и даже более. Только в крайне редких случаях некоторые персонажи и сюжеты использовались повторно – полностью или частично – в новых проектах, но в большинстве случаев я создаю иные образы и истории.

Вырезание деталей происходит вручную или этот процесс автоматизирован с помощью плоттера или лазера?

Все вырезается исключительно вручную, процесс может быть автоматизирован только в редких случаях, когда мне необходимы несколько сотен одинаковых элементов – например, листья дерева или чешуя дракона, да и то если время на их создание поджимает. Тогда я использую высекание штампом при помощи машинки. Однажды я спроектировал множество снежных хлопьев, которые затем вырезались при помощи лазера, поскольку сроки их исполнения заказа были очень жесткие. Механизация на этом этапе позволила мне уделить больше времени всей скульптуре в целом.

 

Мне бы очень хотелось, чтобы однажды мои работы попали в музеи, но пока такого предложения не поступало

 

Некоторые ваши проекты носят коммерческий характер. Насколько вы свободны в их реализации? Что объединяет ваших заказчиков?

Если говорить о коммерческих проектах, свобода самовыражения зависит от конкретного клиента. Иногда задается общая тема, и я могу действовать в ее рамках, а иногда мне предоставляют макет, компьютерное изображение того, что именно от меня требуется, и свободы для действий остается не так много.

Темы ваших работа – люди, животные, архитектура. Над чем сложнее работать?

Самая сложная задача – делать портреты людей. Если это изображение известной и узнаваемой персоны, то задача еще более усложняется, особенно в тех случаях, когда от портрета ожидается, что внешность человека будет приукрашена. В этом случае моя работа становится в высшей степени личностным и сложным процессом. Создание архитектурных сюжетов осложняется из-за измерений и подсчетов, необходимых для того, чтобы объекты выглядели убедительно. Такие проекты требуют намного больше времени, поскольку все должно быть выстроено самым точным образом. А вот вырезать животных – это просто забавное занятие!

Известно, что актер Джеки Чан – большой поклонник и даже коллекционер ваших работ. А где еще, если не в его частном собрании, можно увидеть ваши творения? Есть ли они уже в музеях?

Помимо Джеки Чана, мои работы покупают и другие уважаемые люди, имена которых не столь известны. Так, например, владельцем бумажной скульптурой является один из топ-менеджеров Samsung, я вообще довольно тесно сотрудничаю со многими компаниями и брендами. Регулярно выставляюсь в Шанхае, а также в Японии. В Европе мои работы можно было увидеть в рамках проекта The Black Box Project шведской компании Iggesund Paperboard, а в последний раз моя экспозиция состоялась в Милане. Кстати, 6 декабря некоторые мои работы прибудут в Россию. Для меня это особенно волнительное событие, посещение вашей страны – вообще непростая задача для американца. И, конечно, признаюсь, мне бы очень хотелось, чтобы однажды мои работы попали в музеи, но пока такого предложения не поступало.

 

www.jeffnishinaka.com

Фото по теме

Оставить комментарий

574a95117b186d4dad67ed90719b00c59b483dba